О преподавании немецкого правописания  (сложные монофонемные единицы)

Кирдякин Алексей Аркадьевич, канд. филол. наук

Молдавский государственный институт международных отношений, г. Кишинёв

2009. – Vol. 3 : 96-99Pdf


В статье рассматривается проблема преподавания немецких сложных монофонемных единиц. Изучение языка предполагает изучение его основных аспектов, среди которых ведущая роль принадлежит фонетике, так как, с одной стороны, человек, рождаясь, овладевает в первую очередь звуками, с помощью которых он может впоследствии образовывать слова и фразы, а с другой стороны, наименьшей языковой единицей является фонема. На письменном уровне ей соответствует графема. В этой связи следует отметить, что морфемный принцип немецкой орфографии, предполагающий определённое расхождение между написанием и произношением, а также интерференция ранее или одновременно (в качестве основных) изучаемых языков (как правило, английского и французского) являются причиной типичных ошибок. Для их предупреждения и исправления необходимо основывать процесс овладения немецким правописанием (в данном случае правописанием немецких сложных монофонемных единиц) на сравнительно-сопоставительном анализе графических единиц немецкого, родного и другого изучаемого языка.

Ключевые слова: фонема, графема, орфография, сложная монофонемная единица, принцип сознательности.


У статті розглядається проблема викладання німецьких складних монофонемних одиниць. Як відомо, базою мови є фонетика: з одного боку, коли людина народжується, вона по-перше оволодіває звуками, за допомогою яких вона може потім формувати слова та фрази. З другого боку, найменшою мовною одиницею є фонема. На писемному рівні ïй відповідає графема. Вплив морфемного принципу німецькоï орфографіï, а також іншоï іноземноï мови (як правило, англійської або французької) є причиною типових помилок. Для їх пропедевтики та коригування необхідно використовувати порівняльно-зіставний аналіз німецьких складних монофонемних одиниць з відповідними одиницями рідноï та іншоï іноземноï мови, яка вивчається.

Ключові слова: фонема, графема, орфографія, складна монофонемна одиниця, принцип свідомості.


The article observes the issue of teaching German compound monophonematic units. On the written level it is grapheme that corresponds to phoneme. Theinfluence of morphemic orthography principle of the German language, as well as other foreign languages (English and French) may be a cause of typical mistakes. In order to prevent and correct such mistakes, it is necessary to apply a comparative-contrastive analysis of compound monophonemic units in German and in native and another studied foreign language.

Key words: phoneme, grapheme, orthography, compound monophonemic unit, the principle of consciousness.


REFERENCES

  1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
  2. Бабырэ Н.М. Фонетический и фонологический статус сложных гласных звуковых комплексов германских и романских языков / Н.М. Бабырэ. – Кишинёв, 1992.
  3. Беляев Б.В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку / Б.В. Беляев // Психология в обучении иностранному языку. – М., 1967. – С. 5-17.
  4. Богородицкий В.А. Введение в изучение современных романских и германских языков / В.А. Богородицкий. – М.: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1953. – 184 с.
  5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Дрофа, 2004. – 324 с.
  6. Левицький В.В. Основи германістики / В.В. Левицький. – Вiнниця: Нова книга, 2006. – 528с.
  7. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного язика / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003.
  8. Смирницкий А.И. Сравнительная фонетика новогерманских языков / А.И. Смирницкий. – М.: МГУ, 1962. – 52с.
  9. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики  / Л.В. Щерба. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с